Возле детских площадок не место кладбищу. Окна дома, в котором живёшь, не должны выходить на могилы родных. Не должны. Но выходят. Когда маму держат в заложниках ВСУшники, а отца убивает осколком, дочка-школьница вынуждена его хоронить прямо во дворе. Потому что нет выбора. Эту историю Павел Харламов узнал в Рубежном, когда в составе севастопольской делегации ездил в Луганскую Народную Республику. Задач было много. А цель одна — поддержать Донбасс. Помочь людям наладить мирную жизнь. Посетить успели разные районы ЛНР, но больше всего работали в Старобельском. Над ним, уже освобождённым, Севастополь взял шефство по поручению губернатора Михаила Развожаева.
Павел Харламов, координатор волонтёрского центра «Мы вместе — Севастополь»:
«Завели все службы, необходимые для регистрации предпринимателей, для регистрации пенсионеров. Во все учреждения образования назначили директоров, чтобы люди в максимально быстрые сроки начали получать зарплаты. Это очень важно, потому что мирная жизнь приходит тогда, когда начинается работа».
Вопросы решали экономические, правовые, социальные. Доставляли гуманитарку: лекарства, вещи, продукты. И, конечно, общались с людьми. Навещали. Поддерживали и словом, и делом. В каких условиях живёт Донбасс, Павел Харламов показывал в своём телеграм-канале. На этих кадрах — последствия разрыва «Точки-У» в пригороде Луганска.
Медицинскую помощь населению тоже оказывали севастопольцы. Вместе со старобельскими коллегами в областной больнице трудились наши активисты ОНФ и, безусловно, врачи: педиатр, онколог, травматолог, анестезиолог. Извлечённых из-под завалов людей оперировали хирурги.
Лариса Мельник, руководитель регионального исполкома ОНФ в Севастополе:
«Вы же знаете эти травмы, когда несколько суток человек придавленный лежал. Это сразу же операционный стол. Много было ампутаций. Мы знали, что там проблемы с шовными материалами. Поэтому мы постарались по максимуму все средства, которые смогли собрать, вложить в закупку шовников, катетеров, игл, зондов. Это то, чего у них нет категорически».
Работали и в пунктах временного размещения беженцев — там осмотрели более сотни человек. В основном, к медикам обращались с поражением верхних дыхательных путей и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это самые частые последствия длительного нахождения в подвалах.
Лариса Мельник, руководитель регионального исполкома ОНФ в Севастополе:
«Наши диагнозы все были подтверждены. И людям оказана своевременная помощь. То есть мы, когда приехали, это было одно, а когда уезжали, это было другое. Когда ты видишь, что несётся к тебе человек и кричит: «Лариса Вадимовна, вот смотрите, я уже без пухового платка, я уже не кашляю, вот мне уже хорошо, ну, спасибо», — самой становится лучше».
Бригада медиков также работала в Рубежном, сёлах Варваровка и Весёлое. Это была не командировка, рассказывает Лариса Мельник. Перед поездкой все специалисты ушли в отпуск и на передовую отправились добровольно. Сейчас севастопольцы вернулись домой. Но ненадолго. Работы на освобождённых территориях предстоит ещё много. И город-герой своих не бросит.