Российские ремесленники привезли уникальные работы на этнокультурный фестиваль в Севастополь

Российские ремесленники привезли уникальные работы на этнокультурный фестиваль в Севастополь


Город-герой проводит фестиваль уже второй год подряд. Событие обещает стать ежегодной фишкой туристического сезона. Приехали мастера из разных уголков России — Вологды, Ленобласти, Пскова, Перми, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и Перми.

Как рассказал председатель севастопольского регионального отделения Ассамблеи народов России Руслан Ковейко, организаторы мероприятия увидели большой интерес людей к этнографической теме.

«Сейчас в Севастополе проживает более ста национальностей. Мы гордимся тем, что у нас не было ни одного конфликта на межнациональной почве! Организованных сообществ у нас около тридцати, активных участников — пятнадцать. Такие мероприятия вовлекают в межнациональное этнографическое общение все больше горожан. Мы это видим по размаху — расширилась география представленных регионов», — уточнил он.

Организаторы уверены, севастопольцы приходят посмотреть не только работы умельцев, они также изучают быт, историю своего народа.

игр.jpg

По словам директора НКО по сохранению ремесел и народных промыслов «Живая Русь» Татьяны Бахаревой, сегодня есть запрос на проведение фестиваля в ежегодном формате. «Очень важна связь с нашими корнями! Главная наша ценность — это труд, а настоящий труд — он всегда ручной. В этом году акцент сделан на народную игрушку. Потому что, когда ребенок рождается — первое, что дают ему в руки — это игрушка. Через нее он познает мир! Учится взаимодействовать и жить в этом мире, делать свои игрушки — так он получает необходимые во взрослой жизни навыки», — сказала Бахарева.

В этом году игрушки на фестивале представлены в различных техниках: текстильной, деревянной, глиняной. Запущена площадка бесплатных мастер-классов, где каждый желающий может попробовать сделать игрушку из разных материалов своими руками.

игр 2.jpg

Мастер Вайсеро Наталья Филипповна отдала богородской резьбе сорок лет жизни, выпустила учебное пособие по художественной резьбе для первокурсников Высшей школы народных ремесел.  

«Недавно богородской резьбе исполнилось 85 лет. Мы привезли объемную механическую игрушку, которая широко известна, как в России, так и за рубежом. Техника резьбы — от себя. Получаются очень детализированные, прорисованные фигуры. Вот наши фирменные богородские мишки-кузнецы. В Севастополе впервые, очень понравился город, люди», — делится впечатлениями Валентина Филипповна.

Севастополь представил на фестивале самобытную роспись, зародившуюся в балаклавском лесхозе. В девяностые годы ремесло практически сошло на нет, сейчас роспись переживает второе рождение. Осталось два мастера, которые сегодня передают ученикам технику. В белокаменном также популярны лоскутное шитье, кружевоплетение, древнерусское узорчатое шитье, украшенное серебряной и золотой нитью, жемчугом. Есть сильные мастера гончарного дела.

игр 5.jpg

Севастопольская мастерица Наталья Шапурова показывает семейные ценности — рубель — им катали и гладили белье, и лапти, которые плел дед. Сама Наталья увлекается шерстяной куклой. Раньше их делали способом мокрого валянья с помощью воды и мыла. Наталья предпочитает сухую технику, где использует иглу с зазубринами. Еще умелица лепит глиняные игрушки-свирели, глину для их изготовления закупают специально в Нижнем Новгороде.

Алексей Безобразов приехал в Севастополь с супругой уже второй раз из Вологодской области. Резьбой занимается с детства, раньше резал наличники, мебель, на игрушку перешел лет десять назад. По его словам, душа лежит к березе, хотя большинство резчиков предпочитают липу. Особого состаренного вида дерева добивается нехитрым способом — покрывает готовое изделие золой и сажей.

игр 4.jpg

«Это наша северная игрушка, ее делали в деревнях. Артелей тогда было не особо много. Каждый дед, отец их вырезал своим детям и внукам. Как видел того же коня, так и вырезал его. Раньше не сильно выбирали дерево, просто приносили дрова домой, вот из этих дров и делали. Получались вот такие кони-ползуны, потому что из полена. На коротких плоских ногах, монументальный образ выходил. Коней делали для мальчиков, как будущему хозяину. Девочкам резали куклу-панку из женского дерева – березы, ели, сосны, осины, рябины. Лица куклам делали плоские, чтобы все плохое стекалось вниз. На севере конь исконно считался покровителем мужской половины, утка – женской. Был и мифический персонаж утко-конь», — рассказывает мастер.

Все куклы усеяны символами, а лица чем-то напоминают лики святых на иконах. Треугольник вершиной вверх и вершиной вниз, как слияние мужского и женского начала, ромб означает женское чрево, косые линии — дождь, ростки — плодородие. Среди разнообразия северных кукол и амулетов нашлась и такая штука, как «копаушко» от выражения и прямого назначения «копаться в ушке» — внешне похожа на плоское маленькое весло. Копаушки можно найти разве что в этнографических музеях.

игр 3.jpg

«Как историк я понимаю, как формируется мировоззрение. И если нам обрубают наши корни, а сейчас в информационном поле нам пытаются это навязать, то народ гибнет. Чтобы сохраниться, как народ — мы должны сохранить свою культуру! А культура — это наши истоки, наш язык. Ведь ремесла — это тоже язык, которым разговаривают руки мастеров из поколения в поколение», — пояснила идейный вдохновитель и председатель жюри фестиваля Татьяна Бахарева.

Возврат к списку