На площадке Приморского бульвара на выходных развернулся фестиваль «Ремесла России»


В таком формате он проводится впервые. На нем представили все ремесла России. Для этого пригласили мастеров из других регионов: Архангельской области, Ленинградской, Вологодской, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Все они — народные мастера России. Привезли свои работы, чтобы окунуть гостей фестиваля в этно-среду и напомнить про исторические корни. Чем удивляли гостей фестиваля, расскажем в сюжете.


НАТАЛЬЯ ШАПУРОВА, ЧЛЕН РЕМЕСЛЕННОЙ ПАЛАТЫ:

«Это куколки стригушки, сделаны из соломы, а стригушки потому, что ровно вниз обрезали, чтобы эти куколки могли танцевать».

На фестивале — народные куклы разных народностей — архангельская, карельская и, конечно, южнорусская.

ТАТЬЯНА БАХИРЕВА, ДИРЕКТОР АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЖИВАЯ РУСЬ»:

«В этот раз сосредоточились не на национальном разнообразии, а на ремесленном. Все народы объединяют игрушки. Мы все родом из детства. Мы рождаемся и сразу получаем в руки игрушку. А что такое игрушка, ребенок играя, понимает мироустройство, учится взаимодействовать с миром. Играя с куклой, дети разговаривают с куклой и уже потом учатся выстраивать свои отношения».

На Руси для девочек делали игрушки из тряпок и соломы. Это были куклы, которые как талисман передавались от матери к ребенку. Обычно лицо у куклы не прорисовывалось, что позволяло девочке самой придумывать характер и внешний вид подружки.

Маргарита Керн — известная в Карелии мастерица. Делает самые разные игрушки: от традиционных обрядовых до авторских и игровых. Маргарита признается, что любовь к рукоделию родом из детства, которое сохранилась в ее душе и на пенсии. Про кукол знает всё.

МАРГАРИТА КЕРН, НАРОДНЫЙ МАСТЕР РОССИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГРУШЕК:

«Почему семь рубашек, потому что семь — число магическое — семь самых лучших качеств невесты, поясок, чтобы она не была распоясанной девушкой, платочек, чтобы не была простоволосая, красный фартук — цвет любви и белый — орнамент чистоты и скромности. Раньше вот делали куклы для мальчиков — лошадок, они были деревянные, но в то же время я выполнила ее из материала лен, называется солнечный конь, это тоже оберег».

Алексей Безобразов вместе с женой приехал из Вологодской области показать традиционную северную игрушку. Там ее делали по-другому.

АЛЕКСЕЙ БЕЗОБРАЗОВ, МАСТЕР НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ:

«Делалась она топором, очень грубо, никогда не делали ног, чтобы не убежала из дома, лицо делали плоское, чтобы ничто на лице не задерживалось ничто плохое, все чтоб стекало. Мальчику делали коня — как будущему хозяину, приучали его к труду. Не было случайных игрушек — прыгалок или еще что-то, именно все было с такой подоплекой, чтобы воспитать в ребенке определённые навыки».

Традиционную северную игрушку привезли и из Ленинградской области. Павел занимается ремеслом 20 лет. Рассказывает: для продажи всегда делали красивые разноцветные поделки на колесах и со всеми подвижными элементами. Для своих детей так не старались.

ПАВЕЛ МАДЯНОВ, НАРОДНЫЙ МАСТЕР РОССИИ ПО ТРАДИЦИОННОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКЕ:

«Для детей свои делали простую игрушку — топорную, если желание было у отца, мог украсить. Украшали либо ножом, либо гвоздь накаляли в печке и узор рисовали».

А вот такую свистелку на фестиваль привезли из Нижегородской области. Это дивеевская глиняная игрушка. Такие делаются не для забавы, а чтобы пробуждать доброе начало в человеке

НАТАЛЬЯ КРУШИНСКАЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНОЙ МАСТЕРСКОЙ «ПАРАСКЕВА»:

«Тема сказки, много деревьев, деревья — признание в любви к природе, с обратной стороны дерева дивеевские мастера пишут пословицу — пословицу сказать путь указать, умную голову почитают с молоду».

На фестивале не только танцевали и пели, но еще и проводили мастер-классы. Мероприятие планируется сделать ежегодным.


Возврат к списку