«Стихи себе дорогу проложат, не сомневайтесь» (Ольга Андреева)

«Стихи себе дорогу проложат, не сомневайтесь» (Ольга Андреева)


«Стихи себе дорогу проложат, не сомневайтесь» (Ольга Андреева)

Отец, черноморский военный моряк, судостроитель, хотел, чтобы дочь продолжила его дело. И Ольга поступила в технический вуз, на совершенно «мужской» факультет, избрав специальность «Судовые энергетические установки». Однако в душе ее «установки» были все-таки иные, лирические. В итоге Ольга Андреева стала поэтом. В нашей серии интервью мы с севастопольскими поэтами уже встречались. Говорили с ироничной и мудрой Еленой Проскуряковой, яркими нонконформистами Джоном Барулиным и Андреем Мединским. Ольга Андреева — другая. Поэзия ее мягкая, лиричная, женственная... Разнообразие талантов. Этим и славен наш город.

Биография:

Ольга Валериевна Андреева (Брагина) родилась 16 сентября 1972 года в Севастополе в семье офицера Черноморского флота.  В 1989 году окончила СШ №1 (ныне гимназия).

В 1998 окончила Севастопольский государственный технический университет, кораблестроительный факультет, по специальности «Судовые энергетические установки».

С 2000 — в Союзе журналистов России; три года работала в газете «Флаг Родины».

С 2012 года — в Севастопольском городском литературном объединении им. А.Н Озерова. Член редакционного совета ежегодного альманаха «Литературный Севастополь».  Автор книг «Замок из песка» (2014) и «Гренландия — это Севастополь» (2015).  Лауреат многочисленных литературных фестивалей и конкурсов.

Сын, Алексей Андреев, 24 года, музыкант и звукорежиссер, живет в Санкт-Петербурге.  Хобби — садоводство, рисование, игра на фортепиано.

— Севастопольская поэзия вашими глазами — она какая?

— Севастопольская поэзия еще не до конца раскрыта своими читателями и слушателями. Поэтам севастопольским, среди которых есть очень много талантливых людей, причем самых разных возрастов, жизненных путей и профессий, далеко не всем досталось счастье быть прочитанными или услышанными. Современные поэты по-прежнему счастливы, когда их стихам посчастливится лечь на бумагу, стать страничкой журнала или книги. Поэзия в Интернете, на литературных сайтах, хотя и находится в открытом доступе, тоже чаще всего достояние узкого круга ценителей, постоянных посетителей этих сайтов. Конечно, сейчас тех поэтов, которые собирали стадионы, как это было у «шестидесятников», нет. Мир стал более рациональным, прозаическим.

— Поэтам не хватает трибун, общественного внимания?

— Нужно понимать, что поэты — личности очень яркие, творческие, но они еще и люди очень своеобразные. Кому-то нужен полный зал, сцена, гул сотен голосов, выступление в большой группе авторов, а кто-то ищет уединения с узким кругом избранных гостей, интимной доверительности, камерности, когда глаза в глаза, не на уровне агитбригады или КВН. В театре Луначарского регулярно собираются барды и поэты, Андрей Маслов приглашает поэтов в «Башню из слоновой кости», но все это так, для своих. Так что в плане трибун и слушателей поэтам Севастополя есть, о чем помечтать.  Поэтов много. Точнее тех, кто пытается писать в рифму. Щедро одаренные люди у нас есть. Жаль, что многие из них — то ли из-за недооценки своего творчества, то ли, наоборот, из-за его слишком высокой оценки — не хотят работать над своими текстами, болезненно относятся к попыткам их редактировать, не воспринимают даже дружеских советов. Сейчас, конечно, жестких канонов уже нет. Но когда слабенький или вычурный, заумный, но очевидно дилетантский стих вам представляют, как шедевр и откровение — это и смешно, и грустно. Бывает и так: с точки зрения техники, стих безупречен. Но он не берет за душу, это просто набор слов. Ни о чем.

— Кто-то, помнится, сказал, что гениев создает Бог, а мастеров воспитывают люди. Не вмешиваясь в Божий промысел, подготовкой мастеров литературы, в том числе поэтов, в Севастополе кто-то занимается?

— У нас, в литературном объединении им. А.Н. Озерова, где я руковожу секцией поэзии, стараются ко всем пишущим относиться по-доброму: что-то показать, подсказать... Самая доброжелательная, доверительная атмосфера.

— У вас в секции много людей?

— Да практически все наше литобъединение. (Смеется). У нас даже те, кто сначала приходят к нам как прозаики, потом становятся поэтами. Нам с нашим ЛИТО им. Озерова повезло. Ведь всегда есть какой-то центр притяжения, какой-то лидер. У нас это Любовь Владимировна Матвеева. Она человек широко и разнообразно одаренный, прекрасный художник-акварелист и, конечно, поэт.

— Мне еще в марте Елена Проскурякова с большим юмором говорила, что литературный Севастополь — монолитно поэтичен, а на прозаиков же большой дефицит...

— Елена Валентиновна делает самое благородное дело, ведет «Академию изящной словесности». Это великая задача, которую она взвалила на свои плечи: научить людей грамотно излагать свои мысли в литературно безупречной форме. Как минимум стартовые знания и навыки она даст. Было бы у начинающего автора то, что других заставит мыслить, чувствовать, сомневаться, сопереживать...

— Вот лично из меня поэт ну совершенно никакой, а прозу я много раз брался писать. И что меня всякий раз отвращало от работы — кому это нужно? Кто это напечатает? А писать для себя, в стол... Это не по мне.

— Я сама рано ощутила тягу к поэзии, наверное, с восьмилетнего возраста. Скажу так: когда слово начинает в тебе биться, как птичка в клетке, его необходимо выпустить на волю — писать, писать, писать. Стихи себе дорогу проложат, не сомневайтесь. Жизнь сама расставит вам периоды и этапы. Кто-то ровно пишет, кто-то рывками, кто-то, как соловей, пел лишь на утренней и на вечерней зорьке... У меня, например, были длительные перерывы, я десять лет не писала стихи... Даже расскажу, что меня остановило. В свое время отправила свои стихи в солидный литературный журнал, их похвалили, но посоветовали — сообразно моим годам — переслать стихи в журнал «Юность». А из «Юности» пришла такая резкая отповедь... Порекомендовали побольше читать классиков. А я к своим восемнадцати годам их уже столько прочитала, что подобный совет мог быть воспринят лишь как злая насмешка. Могу представить, сколько молодых авторов было отброшено такими холодной бестактностью, высокомерной грубостью...  И я десять лет не писала ничего, переключила свою энергию в другое русло. Но когда пришел новый жизненный этап, стихи вернулись. И уже дальше никогда меня не покидали. Подавление в себе творческих стремлений — форма нравственного и интеллектуального самоубийства.

— Вы, конечно, знаете эти слова, которые от частого и неаккуратного употребления уже засалились: «Поэт в России больше, чем поэт». Это теорема или аксиома?

— Это, прежде всего, правда. А правду можно принимать без доказательств или искать доказательства, правде о этого хуже не станет. Если человек действительно наделен поэтическим даром, ему дано и приподниматься над обыденностью, видеть и детали, и всю картину мира в целом. При этом наш поэт — всегда тот человек, который будет бороться с пошлостью, хамством, жестокостью, несправедливостью. Поэт их четче видит. И поэту дано все назвать по имени.

— Мы уже об этой песне говорили с Татьяной Бартковой, но с ней — как с певицей. А хотелось бы спросить автора текста: как родилась песня «Ода Севастополю»?

— Я стихи никогда не писала по заказу. Только по велению души, только от сердца. Кто найдет сайт Стихи.ру — может с моим творчеством, если интересно, ознакомиться. Вообще свои стихи пишу от первой до последней строчки сразу на чистовую, почти без поправок — так и в этом случае было: пришла домой в праздничный майский день, и появилась на волне вдохновения «Ода Севастополю.»  Надежда Хорошавцева, наша севастопольская журналистка, прочитала эти мои стихи — и у нее родилась мелодия. Но вообще-то все было не просто для меня: стихотворение и текст песни все-таки не одно и то же. Но я доверилась и вкусу Надежды Хорошавцевой, и исключительному исполнительскому чутью Татьяны Бартковой и Рустема Вели. И это было верно. Я знаю, что севастопольцам наша песня нравится, что она им полюбилась.  Видела сама: когда эта песня звучит, затихает зал — люди слушают мои слова. Что для поэта может быть большей наградой?  Вообще, конечно, в Севастополе можно быть поэтом. Но не нужно надеяться на то, что твое творчество будет немедленно востребовано... Я, может быть, написала еще бы еще несколько песен, но тут важен и контакт с композитором, и интерес исполнителей, так что пока этот вектор, так скажем, не разработан.

— Если от поэзии перейти к прозе. В вашей жизни начался новый этап?

— Совершенно неожиданно для меня поступило предложение, которое я приняла. Не могла не принять — и как журналист, и как патриот своего города. Работаю в Музее героической обороны и освобождения Севастополя, отвечаю за общественные связи и сотрудничество со СМИ.  Сейчас как раз готовимся к Международному военно-историческому фестивалю «Русская Троя», который обещает быть настоящим праздником, чрезвычайно зрелищным и интересным. Непременно приходите!

Фото предоставлены Ольгой Андреевой

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова

Возврат к списку