«Нелепо дарить гостям Севастополя привозные сувениры» (Ольга Махонина)

«Нелепо дарить гостям Севастополя привозные сувениры» (Ольга Махонина)


«Нелепо дарить гостям Севастополя привозные сувениры» (Ольга Махонина)

Разговор про «бизнес-леди» Ольгу Махонинину не слишком вдохновил. Видимо, сейчас у предпринимателей гораздо больше проблем и вопросов, чем побед и ответов. Так дело обстоит, конечно, не только в Севастополе. Времена переживаем кризисные. При этом записывать с Ольгой интервью оказалось тоже непросто. Ее телефон не знает умолку. Не семья, так работа, не работа, так семья... Как я понял, покой ей даже уже не особо и снится, разве что о нем изредка мечтается. Представил себе белку в колесе, которой сказали: посиди спокойно, полчаса поговорим...

Биография:

Ольга Владиславовна Махонина родилась 20 июля 1976 года в Севастополе.

Окончила Судостроительный техникум («бухгалтерский аудит») и Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского («экономика предприятия»).

С 1997 года — индивидуальный предприниматель. Основная деятельность — подарочно-сувенирная отрасль.

Замужем, двое детей.

— Деловая женщина, бизнес-леди. Это ваше?

— Я не знаю... Женщина вообще рождена для чего?

— Чтобы быть матерью, наверное...

— А бизнес-леди слишком доминантная женщина, как говорят, мужик в юбке, такая стальная пружина... Не нахожу в себе подобных качеств. Да, я решительная, у меня хорошие организационные способности, быстро соображаю — жизнь заставляет. Но я не чувствую, что это моя данная Богом судьба. Мне всегда хочется быть слабее, быть женщиной, я очень семейный по своей природе человек. Это обстоятельства жизни и времени сделали меня предпринимателем и заставили заниматься бизнесом. Потом уже я обросла таким коллективом, которому благодарна за то, что он мне дает возможности не только реализовываться в сфере бизнеса, но и выходить за ее жесткие рамки...

Я очень творческий человек, мечтала связать свою жизнь с искусством, но в силу сложившихся обстоятельств, все помним 90-годы, просто не решилась поступать в театральный институт... Стала экономистом, что, впрочем, ни радости, ни успеха мне не принесло.

А первыми учителями в жизни были мама с папой, героические люди, которые научили меня работать руками и мозгами. Во вторую очередь, это мой муж, который сказал: если ты хочешь чего-то добиться, не жди подарков от судьбы, а сама бери и делай, я за тебя не сделаю, но всегда поддержу и помогу. А теперь уверена, что в этой сфере деятельности, производство и продажа сувенирной продукции, я нашла себя, в том числе и в творческом плане. Я начала собирать вокруг себя творческих людей, мне с ними интересно и комфортно. И в этом кругу, что само по себе примечательно, собраны очень порядочные люди — без политики, без зависти, без интрижек. Мы все друг за друга радуемся, если кто-то достигает результата, мы создаем красивые, нужные людям, правильные вещи.

— Это вы говорите сейчас об ассоциации «Чайка Крыма»?

— Сперва была «Серебристая чайка Крыма» — торгово-производственное объединение, в которое входило пять цехов, на предприятии работало более 60 человек, включая торговую сеть, которая замыкалась на меня, а на моего мужа замыкалось производство. Там были и вышивальный цех, и швейный цех, и цех печати — производилась самая разнообразная сувенирная продукция. Продавать туристам только свои изделия в какой-то момент стало не интересно. Поэтому я занялась инвентаризацией производителей по Крыму и начала собирать их под торговой маркой «Серебристая чайка Крыма». Мы работали по всему полуострову. У нас была сеть магазинов, был результат.

В 2014 году произошло то, что произошло: переход из одного законодательного поля в другое оказался болезненным. Проще говоря, надо было начинать практически с нуля. Мы создали ассоциацию производителей сувенирной продукции «Чайка Крыма». Сейчас пытаемся совместными усилиями переформатировать сувенирный рынок города Севастополя...

В 2015 году мы привезли сувенирную продукцию с материка — златоустовскую гравюру, которую там делали для Севастополя. И город федерального значения до сих пор вручает посещающим нас делегациям те самые златоустовские гравюры. Уверена: нелепо дарить гостям Севастополя привозные сувениры. Не севастопольский это уровень.

Наши сувениры ничуть не хуже. Было бы желание это увидеть.

Мы стараемся работать по всем направлениям, планомерно и последовательно. Создали художественно-экспертный совет при главном управлении культуры, съездили на «Ладью».

— Это что?

— «Весенняя ладья», «Жар-птица» — самые большие выставки в Москве, где собирают всех народных умельцев Российской Федерации. Мы заняли второе место со своей экспозицией среди всех регионов. Департамент экономического развития нам по нашей заявке полностью профинансировал аренду площадей, а уж все остальное, конечно, было наше. Мастеров наших везли за свой счет. Мы сотрудничаем с Союзом дизайнеров, они для нас создали интересный такой логотип: «Севастополь — город открытий». Это по аналогии с «Россия — страна возможностей». Нам удалось выставить образцы действительно оригинальных, больше скажу, уникальных вещей, которые делались для города Севастополя. В рамках выставки мы провели «круглый стол», в ходе его работы я предложила создать в городе многофункциональный центр народного промысла, ремесла и туризма, одной из его площадок был бы художественный салон, где мастера народных промыслов могли бы и выставить, и продать продукты своего труда. Там могли бы проводиться и какие-то семинары, «круглые столы», где наши мастера имели бы возможность получить информацию и практические рекомендации, в том числе в сфере предпринимательства. Здесь же можно было бы обмениваться опытом и организовать мастер-классы. Но пока ответом нам служит тишина.

Сувенирный рынок на сегодняшний день в городе Севастополе уничтожен, может, это и правильно, так как те, простите, лохмотья, которыми там торговали, мало похожи на сувениры.

— Все так безнадежно? Каковы перспективы?

— 2019-й будет признан годом народно-художественных промыслов. Об этом уже сказал наш президент Путин. Если говорить об идеологической составляющей, тут все ясно: это обращение к корням, к истокам, к очень древним традициям и бытованиям. Все это основа национального самосознания, патриотизма наших людей. Теперь представьте себе, что сейчас, на этот момент, город федерального значения Севастополь НЕ ИМЕЕТ своих народно-художественных промыслов. Мы изучали архивы со специалистами из главного управления культуры: слава Богу, у нас есть традиции, это традиции идут из Балаклавы. У нас был свой керамический завод, работал лесхоззаг — там даже была своя роспись по дереву. Сотрудники музея им. М. Крошицкого, члены нашего экспертно-художественного совета, обратились к фондам: есть у нас такой замечательный художник-керамист Мурад Сихарулидзе...

Так что все это можно поднять и признать, что у нас свои традиции все-таки имеются. Знаете, как говорят: чтобы родник давал воду, уберите с его пути булыжники...

Согласно перечню поручений президента, нужно создать «дорожную карту» по развитию и сохранению художественных промыслов и ремесел в каждом регионе. Так как все это оказалось не так легко и просто, как могло бы на первый взгляд показаться, мы заручились поддержкой севастопольской РО партии «Единая Россия», нас поддержала депутат Заксобрания Татьяна Сандулова, мы творчески объединили нашу идею и партийный проект «Культура малой Родины» по направлению «Севастополь — город открытий». Проводим анкетирование в каждом нашем муниципальном образовании. Нам нужно знать: кто из мастеров у нас есть, кто в какой технике работает. Важно узнать, какая конкретная помощь нужна этим мастерам, чтобы учесть все это в той «дорожной карте», о которой мы говорили. Кстати, проект «Севастополь — город открытий» уже признан лучшим проектом — он один из четырех, названных лучшими, по всей стране.

Самая большая проблема, впрочем, известна: нет инфраструктуры сбыта этой продукции. Зачастую именно сложности со сбытом вынуждают мастеров до минимума сокращать или вовсе останавливать свою работу. В Туле вы точно и непременно купите пряник, а захотите — и самовар. Я не говорю про оренбургские платки, каслинское литье и белёвскую пастилу... А что у нас? Безвкусица, дешевка и Китай?

— Итак, говорим именно о сбыте. Пока видим только, как сносятся ларьки...

— Мы предоставили городу концепцию развития сувенирно-туристических галерей в Севастополе. Нужно четко понимать, что все «лакомые» места туристического трафика являются объектами культурного наследия, либо вошли в федеральную собственность и не могут быть точками сувенирной торговли.

— Сразу вопрос большими буквами: ГДЕ?

— Исходите из того, что какие-то огромные площади не нужны. Пусть это будет где-то за городом, пусть это будет в каком-то закрытом дворе — например, начальник главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников предложил исключительно удачное место на улице Айвазовского. Это центр города, но при том довольно замкнутое пространство, оно не будет нарушать исторически сложившийся городской ландшафт. Со временем эта галерея смогла бы стать своеобразной визитной карточкой города, местом притяжения туристов, где они могли бы купить — сообразно своим средствам и вкусам — аутентичные сувениры города Севастополя. Французское слово souvenir означает «воспоминание, память». Кому-то хватит пары магнитиков на холодильник. Кому-то нужны книги и карты. Кто-то увезет маленькую копию памятника адмиралу Нахимову или Екатерине Великой. Кто-то заинтересуется вышивками и керамикой. Это должен быть богатый, разнообразный и — главное — художественно ценный ассортимент. Тогда память о Севастополе люди сохранят в своем доме на долгие годы, как бы далеко от нас они ни были.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова

Возврат к списку