«Надо работать — другого пути просто нет!» (Юрий Шварцкопф)

«Надо работать — другого пути просто нет!» (Юрий Шварцкопф)


«Надо работать — другого пути просто нет!» (Юрий Шварцкопф)

Программа «Большие гастроли», инициатором которой был президент России Владимир Путин, охватила все регионы огромного государства. Актеры Севастопольского драматического театра им. А.В. Луначарского отправились в Петербург. А с берегов Невы в Севастополь прибыли мастера оперетты и мюзикла. Что и когда они покажут севастопольцам — это уточнить при желании совсем не трудно, гости привезли четыре совершенно потрясающие постановки. Несмотря на колоссальную занятость генеральный директор  Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф дал небольшое эксклюзивное интервью для нашего информагентства.

— Так удачно сбежалось, что в следующем году возглавляемый вами театр отметит свое 90-летие, и 2019 год объявлен Годом Театра. Что это даст реально? Чего-то ждете?

— Все дело в том, что я уже давно ничего не жду. У нас анонсируется много очень нужных и правильных вещей, но, к примеру, до сих пор нет нормального современного Закона о театре. А театры начнут жить, когда декларации войдут в русло реальных дел. Конечно, хотелось бы надеяться на лучшее.  Я не говорю уже про маленькие зарплаты работников театра, актеров в том числе. Казалось бы, ну хорошо, мы не можем дать денег больше. Это понятно. Так давайте сделаем так, чтобы можно было награждать тем, что актеры ценят — званиями заслуженных и народных, может, орденами щедрее отмечать...А в стране сложилась система, практически не дающая актеру в моем жанре — оперетта и мюзикл — получить почетное звание. Чтобы стать заслуженным артистом республики, актер должен двадцать лет отпахать на сцене. И когда его или ее будут рекомендовать на представление к званию, надо будет перечислить все роли, приложить все публикации — критику. А какой критик хорошо напишет об актрисе, которая в 27 лет окончила консерваторию и в 47 лет все поет Марицу или Сильву? Подумайте: на всю огромную страну в год сейчас дают только пять званий народного артиста.

— Даже смешно...

— Не смешно, а горько и печально. Каждый регион страны должен иметь право представлять к отличию своих ведущих актеров. Кто там в какой-то высокой московской комиссии знает, что в провинции тот или иной артист из себя представляет? Плохо даже не то, что не знают, а то, что зачастую и знать не хотят.  Проблем много! Я уже не говорю о техническом оснащении наших театров. Не беру немногие счастливые исключения, но большинство наших театров, и не только, как говорится, в глубинке, технически на уровне усовершенствованных «Жигулей». А мир-то живет иначе... С другой техникой, машинерией, с другими звуком и светом... Все это огромные деньги. Но у нас их нет.

Справка:

Шварцкопф Юрий Алексеевич — заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Имеет два высшие образования, специальности: «инженер-механик полиграфических машин» и «театровед-организатор театрального дела». Кандидат экономических наук (2002 г.). Имеет огромный опыт руководства учреждениями культуры. Достаточно указать, что с 1995 года работал исполнительным директором Мариинского театра, с 2000 года — директор Филармонии им. Д,Д. Шостаковича, с 2005 года — руководит Санкт-Петербургским театром музыкальной комедии. Кавалер высоких наград России, Польши и Венгрии. В день своего юбилея 24 февраля 2017 года был отмечен знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

— А Союз театральных деятелей тут как-то может помочь?

— А что СТД? Да, они бьются, но кто их особо слушает...Если именно о нашем учреждении — Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии — говорить. У нас та беда, что оперетта и мюзикл не могут существовать на одной сцене. То есть, если мы даем мюзикл, простаивают артисты оперетты, если же даем оперетту, то не можем заработать на мюзикле. Мне как воздух нужны две площадки. Шесть или семь лет об этом только разговоры и обещания. А вот пример — аналогичный театр в Будапеште: мы в год работаем около 350 спектаклей, а там более семисот, естественно, на двух сценах, для оперетты и для мюзиклов.  Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу так: ничего не жду. Надо работать — другого пути просто нет!

— Хочу спросить о гастролях: для театров гастроли это «обязаловка» какая-то или нечто совершенно необходимое?

— Времена другие и задачи другие. Раньше театры ездили на гастроли, чтобы заработать деньги. Сейчас гастролями театр денег не зарабатывает, и если эти гастроли мы сведем в ноль, то перекрестимся. Как правило, театр доплачивает за гастроли. Почему? Вот эти наши гастроли в Севастополе — огромное спасибо Москве, организаторам программы «Большие гастроли» — нам помогли с перелетом и доставкой декорацией. Но свое житье-бытье здесь мы оплачиваем сами — за счет сборов от гастролей Севастопольского театра им. Луначарского на нашей площадке. При этом севастопольцев в Петербург поехало ориентировочно вдвое меньше, чем нас прибыло в Севастополь.  При этом без гастролей театр жить не может! Это своего рода допинг для театра и актеров. Гастроли дают очень точный срез: верно ли мы движемся, верно ли формируем репертуар. Проще скажу: что зрителям интересно и что не интересно. А это знать совершенно необходимо.

— Вы ведь не впервые в Севастополе?

— Второй раз. Четыре года назад мы у вас были.

— Что-то удалось посмотреть в городе? Что-то привлекло внимание?

— Нет, не получается...Очень жесткий график. Единственное, в прошлый раз нас свозили в Херсонес, в этот приезд уже не получится. Но я сегодня прогулялся по набережной — замечательно, какая красота!  Севастополь — город со своим ароматом, своей неповторимой аурой...Это город, который необходимо прочувствовать.  Когда я вижу моряков-черноморцев, испытываю особый душевный подъем...

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова

Возврат к списку